Звание «Лучший молодой ученый университета» в категории сотрудников, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, получил доцент, кандидат сельскохозяйственных наук, доктор биологических наук, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» Александр Васильевич Щур.
Среди достижений Александра Васильевича 217 научных, научно-методических, учебно-методических работ (самостоятельно и в соавторстве), в том числе 91 статья, 4 монографии и 6 учебных пособий. Кроме того, он является соавтором 4 компьютерных программ (виртуальных лабораторных работ), зарегистрированных в Национальном центре интеллектуальной собственности.
Мы задали Александру Васильевичу несколько вопросов о его научной деятельности.
-Как начиналась Ваша научная карьера?
-Мне повезло познакомиться с Александром Владимировичем Кильчевским, ныне он академик, главный секретарь Национальной академии наук Республики Беларусь. Александр Владимирович и взял меня в аспирантуру. Так все и завязалось. И я очень благодарен ему за это. В 2004 году я успешно защитил кандидатскую диссертацию по генетики накопления тяжелых металлов в растениях и стал кандидатом сельскохозяйственных наук. В 2016 году состоялась защита моей докторской диссертации на тему «Экологические подходы к оптимизации состава почвенного микроценоза как основа поддержания стабильной производительной способности агроэкосистем» в совете при Владимирском государственном университете имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Моим научным консультантом был доктор биологических наук Дмитрий Валериевич Виноградов.
-Как началась Ваша карьера в Белорусско-Российском университете?
-До сих пор удивляюсь тому, как сложились обстоятельства. Я работал в МЧС и собирался перейти в другое силовое ведомство. Но моя жена переживала, что редко меня видит, а в университете как раз была вакансия. На тот момент я уже был кандидатом наук и доцентом. Я обратился к ректору, и он взял меня на работу. У меня и в мыслях не было, что так надолго задержусь здесь. Но потом Игорь Сергеевич предложил мне стать заведующим кафедрой, а мой принцип «дают – бери». 1 сентября 2017 года исполнилось 5 лет, как я руковожу кафедрой. В этом году у меня конкурс, возможно и дальше продолжу этим заниматься.
-Какими разработками и исследованиями Вы занимаетесь на данный момент?
-На данный момент работа идет в 3 направлениях. Мы продолжаем разработку биотехнологических основ восстановления техногенно нарушенных территорий. Занимаемся развитием энергосберегающих технологий, которые включают в себя использование солнечной энергетики для снижения энергопотребления производства. В рамках этого направления проводим консультации предприятий, помогаем в разработке программ энергосбережения. Кроме того, предоставляем консалтинговые услуги в области экологической безопасности и охраны труда.
-С кем на данный момент ведется сотрудничество?
-Мы работаем с Институтом природоохранных технологий (Вена), Техническим университетом (Дрезден) и Высшей школой аграрного производства (Варшава). В число наших постоянных партнеров входят Московский государственный университет, Рязанский агротехнологический университет и Санкт-Петербургский политехнический университет. С ними у нас идет активное взаимодействие по многим направлениям. Например, на весенней конференции «Экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты современных агротехнологий» Рязанского агротехнологического университета я являюсь членом оргкомитета. Кроме того, постоянно ведутся поиски новых партнеров. Сейчас обсуждается возможность сотрудничества с Камбоджей и Монголией. Насколько проекты будут эффективными судить рано, но мы надеемся, что все получится.
-Что получается в результате работы с партнерами?
-С российскими партнерами мы выпустили монографию и 5 учебных пособий, написано много научных статей. Существуют совместные проекты и стажировки для студентов. Мы продолжаем развиваться в этом направлении. Например, в прошлом году у нас на кафедре стажировались студенты из Харьковского архитектурно-строительного университета. Недавно закончился проект в области обращения с отходами с Веной и Дрезденом. Кроме того, мы выиграли проекты, финансируемые DAAD, Вышеградским фондом, по программе Next.
-Чем в своей профессиональной деятельности, Вы больше всего гордитесь?
-Я считаю, необходимо двигаться дальше, а не зацикливаться на своих достижениях. Мои главные победы еще впереди.
-Что для Вас значит преподавательская деятельность?
-Я сторонник Сухомлинского в том смысле, что в каждом сердце горит огонь и любой педагог в состоянии его либо разжечь, либо потушить. Поэтому я стараюсь найти ребят, чей огонь еще горит. И мы начинаем работать. Таких ребят у меня набирается 2-3 человека в год. Но зато, это серьезные и целеустремленные люди, которые пытаются чего-то достичь. Мне кажется в этом и заключается основная задача педагога – находить яркие личности и помогать им двигаться дальше.
-А какие они, современные студенты?
-Дело в том, что у них изменились ценностные ориентиры. Если в советское время основной целью было принести пользу стране, то сейчас многие молодые люди уделяют внимание, даже не самореализация, а получению материальных благ.
-Каким, по Вашему мнению, должен быть современный ученый?
-Сейчас ученый в первую очередь организатор. Научный процесс – очень дорогостоящее явление, которое требует технологий и материалов. Современный ученый должен быть в курсе развития информационных систем с одной стороны, с другой стороны он должен уметь так организовать процесс, чтобы использовать в работе передовые технологии, и в результате, превратить свое исследование в успешный коммерческий проект. Кроме того, ученый должен быть способен организовать междисциплинарные исследования с привлечением профильных специалистов.
-У Вас есть профессиональные мечты?
-Я стараюсь не быть мечтателем в профессии. Мечтатели никогда не достигают результатов. Мечтатель – это Манилов, который сидит и думает, о том, как хорошо было бы мост перекинуть, а на мосту купеческие лавки поставить, чтобы они пряниками торговали. Ученый должен идти в ногу со временем. Если есть потребность в инновационных решениях, то необходимо находить варианты. Кабинетный вариант ученого, который из года в год переписывает свои же рукописи, не отвечает современным потребностям.
-А что самое приятное в Вашей профессиональной деятельности?
-Самое приятное – иметь понимающий коллектив, который тебя поддерживает и помогает. Время одиночек в науке прошло, сейчас эффективно можно работать только с высококвалифицированным коллективом. Мне в этом отношении повезло.
-Если бы у Вас была возможность поговорить с любым ученым любой эпохи, кто бы это был, и о чем бы шла речь?
-Наверное, я бы хотел пообщаться с Владимиром Ивановичем Вернадским. В 20-е годы прошлого века он предвосхитил появление информационной эпохи, которую назвал «ноосфера». Сейчас мы как раз входим в эту эпоху. Человек становится своего рода придатком машины и перестает быть самостоятельной единицей. Я хотел бы спросить у него, как появилась эта идея, почему она пришла в его голову и чем, на его взгляд, чревато развитие технологий.