Могилевский машиностроительный институт (ММИ) образован 1 сентября 1961 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1961 года № 714 и Постановлением Совета Министров БССР от 22 августа 1961 года № 504. Под руководством ректора А.А. Борисова начали работу два факультета: механический и машиностроительный.
В 1970 году ректором ММИ С.М. Беловым организованы транспортный и технологический факультеты, несколько позднее был создан электромеханический факультет. В 1973 году на базе технологического факультета открыт Могилевский технологический институт.
С 1975 по 1987 год ректором ММИ работал В.И. Холзаков. В этот период институт дважды награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР (в 1975 и в 1979 годах), образован автотракторный факультет. В 1985 году началась подготовка иностранных студентов.
В 1987 году ректором института был избран В.И. Ходырев. В это время открыт факультет довузовской подготовки и профориентации. В 1990 году создан факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, который в 1997 году преобразован в Институт повышения квалификации и переподготовки кадров при ММИ. В 1991 году создано комплексное учебное объединение «ММИ - строительный колледж».
В 1992 году проведена реорганизация факультетов, основная направленность которой заключалась в совершенствовании процесса непрерывного образования и системы управления вузом. На базе машиностроительного и автомобильного факультетов был образован автомеханический факультет, механический факультет преобразован в машиностроительный. С 1992 года создан строительный факультет. В 1995 году организован экономический факультет. Начал действовать Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук.
С 1998 года университет возглавлял доктор технических наук, профессор И.С. Сазонов. В 2000 году Могилевский машиностроительный институт по итогам аттестации и аккредитации на статус высшего учебного заведения университетского типа преобразован в Могилевский государственный технический университет (МГТУ).
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, подписанным в г. Могилеве 19 января 2001 года, приказом Министерства образования Республики Беларусь от 23 сентября 2003 года № 371 университет преобразован в государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско¬Российский университет». С этого момента начинается история создания уникального высшего образовательного учреждения, способного объединить лучшее в развитии национальных образовательных систем и реализовать общие задачи, стоящие перед институтами образования на современном этапе. Для подготовки студентов по образовательным программам Российской Федерации в 2010 году образован инженерно-экономический факультет.
В 2013 году университет награжден Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь за значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для промышленных организаций, научных и учебных учреждений Республики Беларусь, образовательное, научно-техническое и социально-культурное развитие Беларуси и России. В 2018-2019 учебном году проведены две государственные аккредитации по ряду специальностей.
В 2015 году в университете прошел первый Могилевский фестиваль науки.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2018 года №1157 и Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2018 года № 932 университет переименован в межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 16 января 2019 года №700008843).
В декабре 2018 года введен в эксплуатацию учебный корпус №7, оснащенный современным научно-лабораторным оборудованием.
В январе 2019 года университет возглавил доктор технических наук, профессор М.Е. Лустенков.
Коллектив вуза стремится использовать лучшее из того, что накоплено многолетним опытом высшей школы двух государств.
Родился в 1910г. в с. Ерино Подольского р-на Московской области.
В 1937 г. окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана с присвоением квалификации инженер-механик. Участник Великой Отечественной войны. Демобилизован в феврале 1946 г. в воинском звании полковника.
Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в 1941–1945 гг.».
С 1946г. по 1947г. А.А. Борисов – заместитель начальника отдела кадров учебных заведений Министерства строительных и дорожных машин СССР (г. Москва). С 1947г. по 1961г. – директор Могилевского машиностроительного техникума. С 1961г. по 1969г. – ректор Могилевского машиностроительного института, а с 1962г. по 1969 г. – также заведующий кафедрой «Начертательная геометрия и черчение».
Под его руководством формировался профессорско-преподавательский, вспомогательный и административно-хозяйственный составы, создавалась первоначальная, но современная для того времени материально-техническая база.
Проходила реконструкция учебного корпуса № 1, с целью создания надлежащего аудиторного фонда организовывались факультеты и кафедры, строились два общежития. В 1967 г. к учебному корпусу № 1 была сделана пристройка с актовым и спортивным залами, полным ходом шло строительство учебно-лабораторного корпуса № 2. Особой заслугой ректора 60-х считалась организация в 1967 г. военной подготовки студентов и открытие военной кафедры, что существенно прибавило авторитета институту.
Родился 19 сентября 1925 г. в д. Дешевка Козельского р-на Калужской обл. Участник Великой Отечественной войны, награжден медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
В 1956 г. окончил Белорусский политехнический институт (БПИ) по специаль¬ности «Автомобили и тракторы». С 1956 г. по 1958 г. – ассистент, с 1958 г. по 1961 г. – аспирант, с 1962 г. по 1964 г. – старший преподаватель, а с 1964 г. – доцент кафедры «Тракторы» БПИ.
За время работы С. М. Белова в должности ректора в институте организованы транспортный, электромеханический и технологический факультеты. Начата подготовка специалистов по специальностям «Промышленный транспорт», «Автомобили и тракторы», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Электропривод и автоматизация промышленных установок», «Автоматизированные системы управления».
В рамках созданного 15 января 1970 г. технологического факультета в 1971-1972 учебном году в ММИ началась подготовка специалистов по специальностям «Технология химических волокон», «Технология общественного питания», «Машины и аппараты пищевых производств». В 1972-1973 учебном году на первый курс этого факультета был произведен набор студентов по вышеперечисленным и новым специальностям «Хранение и технология переработки зерна», «Технология консер-вирования» и «Технология бродильных производств». Могилевский технологический институт начал свою работу со 2 января 1973 г.
В 1970 г. введен в эксплуатацию учебный корпус № 2 и корпус технологического факультета по просп. Шмидта. На ранее задействованных площадях созданы и укомплектованы оборудованием учебные мастерские, начата работа по созданию общевузовского вычислительного центра.
Особая заслуга С. М. Белова заключается в открытии аспирантуры, где одним из активных научных руководителей являлся сам ректор института. С 1 сентября 1973 г. Минвузом БССР Могилевский машиностроительный институт отнесен к вузам I категории.
В 1975 г. он был переведен на должность проректора по учебной работе Белорусского политехнического института. В БПИ он получил звание профессора и почетное звание «заслуженный работник высшего образования БССР». Он является автором более 150 научных работ, подготовил более 6 кандидатов наук.
Родился 22 октября 1924г. в пос. Вельск Архангельской области. В октябре 1942 г. был призван в Красную армию, демобилизован в апреле 1944г. после тяжелого ранения.
В 1949г. окончил Институт стали в Москве по специальности «Металлургия чугуна». Работал в доменном цехе завода «Запорожсталь» (г. Запорожье) помощником и мастером смены. В 1957г. после окончания аспирантуры при Институте металлургии им. А.Н. Байкова АН СССР, работал младшим научным сотрудником в том же институте. В 1958 г. переехал в Челябинск, где работал старшим научным сотрудником доменной лаборатории.
В 1958 г. В.И. Холзакову присуждена ученая степень кандидата технических наук. В 1962 был избран на должность доцента кафедры «Технологии металлов» Могилевского машиностроительного института, а в октябре 1963 г. ВАК СССР присвоил ему ученое звание доцента. В начале 1966 г. избран на должность декана заочного факультета, а с января 1968 г. назначен на должность проректора по научной работе. С 1970 г. В.И. Холзаков работал проректором по учебной работе.
12 мая 1975 г. приказом министра высшего и среднего специального образования БССР назначен ректором Могилевского машиностроительного института.
В декабре 1977 г. открыта кафедра «Автоматизированные системы управления». В сентябре 1978 г. начала функционировать кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей».
В 1982 г. была организована инженеров по специальности «Физические методы и приборы контроля». В 1986 г. был произведен прием студентов на первый курс по специальности «Промышленное и гражданское строительство», а в 1987 открыта одноименная кафедра.
Наряду с образованием новых кафедр, создавался и постоянно модернизировался информационно-вычислительный центр. В 1980 – 1981 учебный год ММИ вступил с серьезным на то время ИВЦ, основу которого составляли ЭВМ «Минск-32» и «ЕС-1022».
Не прекращалось и строительство: в 1977-1978 учебном году открыт спортивно-оздоровительный лагерь в д. Павловка Чаусского р-на; в декабре 1978 г. сдано в эксплуатацию студенческое общежитие № 3; в 1982 – 1983 учебном году началась реконструкция «своими силами» бывшего следственного изолятора (ныне учебно-лабораторного корпуса № 3); завершено строительство гаражей для военной кафедры; в 1985 г. сдан в эксплуатацию учебный корпус № 3; к 25летию ММИ открыт музей.
В 1982 г. Минхимпром СССР разрешил ПО «Химволокно» им. В.И. Ленина включить в план капитального строительства здание для размещения производственных мастерских ОНИЛ «Новые технологические процессы восстановления и ремонта оборудования по производству химических волокон». Результаты разработок и проводимых этой лабораторией исследований были направлены на создание отечественных аналогов, закупаемых за рубежом запасных частей. На основании этих обстоятельств началось строительство учебного корпуса № 4.
Одновременно, по инициативе ректора, при поддержке обкома КПБ и финансовой поддержке Могилевского облисполкома начато строительство учебно-лабораторного корпуса кафедры ПГС в районе Казимировка (корпус №5).
За время работы Виталия Ивановича институт был дважды награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР и несколько раз удостоен Почетной грамоты Минвуза БССР.
В 1984 г. постановлением совместного заседания Коллегии Минвуза СССр и президиума ЦК профсоюза институту присуждено 3-е место во Всесоюзном смотре-конкурсе вузов на лучшую организацию условий труда, быта и отдыха студентов.
Успешная работа В.И. Холзакова как ректора института отмечена медалью «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», орденом «Знак Почета», ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы БССР».
Родился 8 июня 1939 г. в г. Оренбурге. В 1962 г. окончил Куйбышевский индустриальный институт им. В.В. Куйбышева. Инженер-механик по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Старший научный сотрудник НИИ Проммаш в г. Куйбышеве (1962–1964).
В 1964–1970 гг. работал ассистентом и старшим преподавателем Орловского филиала Всесоюзного заочного машиностроительного института. В это же время обучался в аспирантуре физико-технического института АН БССР.
С 1970 г. Виктор Иванович работал доцентом, затем – заведующим кафедрой «Металлорежущие станки и инструменты» Могилевского машиностроительного института.
В 1985 г. успешно защитил докторскую диссертацию в МВТУ им. Баумана, в 1986 г. ему присвоено звание профессора.
В научной плане решил важные задачи в области обработки жаропрочных и нержавеющих сплавов, применяемых в оборонной промышленности, являлся научным руководителем нового направления, связанного с вакуумной модификацией металлов и сплавов потоком низкоэнергетической плазмы. Создал научную школу классического типа. Под его непосредственным руководством защищено 5 кандидатских диссертаций, а еще 4 выполнено по тематике, которой он руководил. Автор двух книг, около 130 научных статей, имеет 40 авторских свидетельств и патентов.
В 1996 г. избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук. В 1979 г. за достижения в науке и внедрение результатов в промышленность награжден золотой медалью ВДНХ СССР, дипломами ВДНХ СССР (1979, 1981). Изобретатель СССР. За заслуги в подготовке инженерных и научных кадров отмечен Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БССР (1989).
В 1989 г. завершено строительство корпуса для производственных мастерских ОНИЛ (ныне учебно-лабораторный корпус № 4), в котором разместились кафедры АСУ и ФМК, ряд малых предприятий вуза. В 1989 – 1990 учебном году построен учебно-лабораторный корпус кафедры ПГС с цехом испытания строительных конструкций в Казимировке, в следующем году введена в действие газовая котельная для этого корпуса.
В начале 1990-х гг. была подготовлена документация на строительство студенческого санатория-профилактория более чем на 100 мест с полным комплексом оздоровления. В.И. Ходырев добивается от местной власти выделения 7 га земельной площади под коттеджную индивидуальную застройку в пос. Сараканайске.
В период распада СССР и перехода Республики Беларусь к новой политической и экономической модели общественного развития эффективность деятельности вузов зависела от адаптации ректора и его команды к новым условиям работы – рыночным. У ректора В.И. Ходырева получилось продолжить развитие института в новых условиях, в том числе и на средства, которые вуз начал зарабатывать сам.
На кафедре «Электротехника» было создано малое предприятие «Оптон», которое занялось производством лабораторных стендов, востребованных в ММИ, в республике в целом и за ее пределами.
На базе института основаны и успешно работают, принося доход вузу, НПП «Экомп», «Эсмос», «Кампазит» и др. Созданы столярный цех и участок для изготовления каркасов учебной мебели, которые не только обеспечивали своей продукцией учебные корпуса и общежития, но и выполняли заказы других вузов и организаций.
ММИ одним из первых в республике обратился в Минобразование с предложением о проведении в 1991 г. эксперимента по приему студентов для обучения на платной основе.
В 1990г. при институте был открыт факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, в дальнейшим переросший в институт.
В планах ректора была идея открытия технопарка, которую успешно осуществил горисполком.
В конце 80-х – начале 90-х гг. открыты факультеты по работе с иностранными студентами, довузовской подготовки и профориентации, строительный, экономический.
По инициативе института на базе строительного техникума впервые в Могилеве создан колледж с интегрированными в высшее образование учебными планами, открыт областной технический лицей ММИ, начата подготовка юристов для региона.
Продолжают открываться новые специальности: «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» (1990), «Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг» (1992), «экономическая информатика (1995), «Экономика и управление на предприятии» (1996).
С 1 сентября 1992 г. проведена реорганизация факультетов, в основу которой заложен принцип родственности специальностей.
Родился 27 марта 1951г., г. Могилев.
В 1973 г. с отличием окончил Могилевский машиностроительный институт. Работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой, деканом строительного факультета. С декабря 1998 г. – ректор Могилевского машиностроительного института – Могилевского государственного технического университета – Белорусско-Российского университета.
В 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 2002 г. – диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. В 2005 г. утвержден в ученом звании профессора.
Инициатор и один из непосредственных исполнителей разработки концепции функционирования и создания Белорусско-Российского университета, который является межгосударственным учреждением высшего образования. При непосредственном руководстве И. С. Сазонова в структуру университета введен Могилевский строительный колледж. Под его руководством и при активном участии в 2003 г. в составе университета открыт городской лицей. За выдающийся вклад в социально-экономическое развитие республики в области образования на 2006 г. Президентом республики Беларусь ему устанавливалась персональная надбавка к должностному окладу.
Возглавляет новое научное направление по созданию автоматизированных систем управления движения полноприводных колесных машин, систем стабилизации курсового движения многозвенных автопоездов, активных виброзащитных систем и дисковых тормозных механизмов, адаптивных к системам активной безопасности автотранспортных средств. Результаты исследований внедрены на Минском автомобильном заводе, Минском тракторном заводе (МТЗ), Бобруйском заводе тормозных агрегатов и механизмов.
МТЗ принял в серийное производство новую подвеску сиденья водителя. Внедрен дисковый тормоз с механическим приводом на Минском мотовелозаводе.
Опубликовано около 250 научных трудов, в т. ч. 1 учебник, 1 учебное пособие, 4 монографии. Получил 48 охранных документов на объекты интеллектуальной собственности. Выполняет исследования в рамках государственных прикладных программ, фундаментальных исследований, хозяйственных договоров с предприятиями.
Подготовил 2 кандидатов технических наук и 2 докторов технических наук.
Награжден медалью «За трудовые заслуги», нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», почетными грамотами Совета Министров, Министерства образования Республики Беларусь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В 2002 г. Могилевским облисполкомом удостоен почетного звания «Человек года». В 2011 г. присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования Республики Беларусь».