55 лет назад (1961 г.) начал свою деятельность Могилевский машиностроительный институт, ныне Белорусско-Российский университет. И в том же году в числе первых студентов оказался Игорь Михайлович Кузменко, теперь кандидат технических наук, доцент кафедры «Сопротивление материалов».
Мы задали Игорю Михайловичу несколько вопросов о его студенческой и трудовой деятельности в университете.
-Как Вы попали в Могилевский машиностроительный институт?
К моменту открытия ММИ (1 октября 1961 г.) я успел почти год поработать слесарем в Строительно-монтажном управлении №3 Могилева. Там я познакомился с новой для того времени технологией – дуговой сваркой. И мне захотелось получить соответствующие знания. Поэтому я поступил в институт и выбрал специальность «Оборудование и технология сварочного производства».
-Что чаще всего Вы вспоминаете из своей студенческой жизни?
Своих однокурсников и студентов далеких лет. Вспоминаю о том, как занимался пением, о том, как ездили на концерты и фестивали; думаю, о ребятах, которые аккомпанировали мне. С благодарностью вспоминаю своих преподавателей по кафедре сварки, а также тех, с кем я начинал свою карьеру: проф. Всеволод Вячеславович Юшкин, Александр Васильевич Молочков (декан), Ричард Казимирович Левандовский, Дмитрий Анатольевич Роговин, Сергей Кириллович Павлюк и многие другие.
-Почему Вы остались работать в институте?
В институте я остался благодаря первому ректору Александру Алексеевичу Борисову. На комиссии по распределению он заставил меня согласиться пойти работать на завод «Строммашина», хотя я очень не хотел. Дело в том, что на преддипломной практике я работал в Минске на МАЗе, и у меня была возможность распределиться на этот завод. Через много лет я встретил Борисова, и он признался, что сделал это специально, чтобы затем предложить мне работу преподавателем в ММИ. Так все начиналось: кафедра гидравлики и теплотехники (январь 1967 – август 1968), кафедра сварки с 1968 по 1976 (вместе с аспирантурой на этой кафедре), затем кафедра сопромата (был заведующим с 1985 по 2005г), на которой и работаю, по сей день. Кроме того, работал председателем профкома (2001 – 2009).
-Какое исследование было самым первым?
Под руководством и. о. доцента кафедры «Оборудование и технология сварочного производства» (в будущем – профессора, доктора технических наук) Александры Михайловны Шаровой я и мой одногруппник Валентин Пуденков (кстати, с ним дружим до сих пор), разработали конструкцию универсальной установки для наплавки валиков на трубы малого диаметра. А серьезно начал заниматься наукой под руководством в то время к. т. н. Сергея Кирилловича Павлюка (впоследствии – д. т. н. профессора кафедры).
-Расскажите о Вашей научной деятельности за эти годы?
Последние 20 лет я занимаюсь современными проблемами развития конструктивных форм инженерных сооружений. В результате получен ряд патентов на композитные несущие элементы, построены 3 путепровода (один в Минске и два в Гомеле). Впервые в университете подписан лицензионный договор на использование патента при строительстве путепровода в Минске. Мои разработки награждены Золотыми медалями в России. Имею Знак «Изобретатель СССР», подготовил кандидата наук, работаю с магистрантами. Издана моя монография, на подходе другая. Конечно, на все необходимо время. Но, если есть желание – время найдешь!
-Что для Вас значит преподавание?
Преподавание – это возможность быть, как говорят, «в теме», возможность общаться с молодежью, возможность развиваться. Работая преподавателем, я объехал практически весь Союз. Не был только за Уралом. Такова была география студенческих практик и распределения на работу. Кроме того, очень приятно знать, что твои бывшие студенты достигли больших успехов. Например, Валерий Куликов – зав. кафедрой сварки, Заслуженный работник образования, доктор наук, профессор. У Александра Бодяко, кандидата наук, руководителя организации «Технолит», лауреата Госпремии Беларуси, я был куратором группе (кстати, его два сына тоже учились у меня) и многие другие.
-Какими Вы видите молодых ученых? Какими качествами должен обладать современный ученый?
По-моему, молодой ученый должен быть человеком с очень активной жизненной позицией, хорошо знающим, чего он хочет добиться и как это сделать.
-Есть ли у Вас какие-то профессиональные мечты?
Мне хотелось бы увидеть сооружения, построенные на базе наших разработок (кроме тех, что уже построены). Есть мечта увидеть проспект – дублер проспекта Мира – с Юбилейного над Первомайской и к МГУ им. Кулешова. Такой проект есть, но пока только на бумаге.
-Если бы представилась возможность поговорить с любым ученым любой эпохи, кто был бы этот ученый, и о чем шла бы речь?
Я спросил бы у Роберта Гука, как ему удалось сформулировать закон (1676 г.), положения которого вот уже 340 лет остаются незыблемыми. А мы со студентами ежегодно пытаемся его опровергнуть.
-В чем главное отличие того вуза, который Вы помните, от современного?
Тогда это было начало полувекового пути. Всего 125 студентов. Один корпус, да и не весь, а только часть: кроме ММИ, еще и Комитет госбезопасности (+тюрьма), библиотечный техникум. Общежитие строили с нашим участием. Спортплощадка перед корпусом (теперь это сквер и остановка транспорта). И что сейчас: 6 корпусов, спортзал и актовый зал, прекрасная библиотека, 4 общежития, лицей и архитектурно-строительный колледж. Не одна тысяча студентов! Мы готовим специалистов и для других государств. Белорусско-Российский университет, благодаря вкладу всех поколений преподавателей и сотрудников, известен своими достижениями практически во всем мире, в том числе и своими выпускниками. Мне часто пишут бывшие выпускники из многих стран. Благодарят и передают приветы преподавателям.
-Какое самое главное воспоминание, связанное с университетом, за эти годы?
Таких воспоминаний много и многие из них важные. Это и момент, когда я узнал, что стал студентом, и получение диплома о высшем образовании, и зачисление в штат преподавателей, и защита диссертации, и поездки, которые я организовывал, когда работал председателем профкома университета, и мн.др. Ведь это фактически моя жизнь: 55 лет в одной организации. Здесь учились мои дети, учился внук (сейчас аспирант), внучка окончила лицей БРУ. Здесь я познакомился со своей будущей женой. Здесь работали и работают многие мои друзья и коллеги, которых я искренне уважаю.
-Что для Вас значит работа в университете? Каким Вы хотели бы видеть его в будущем?
Университет стал для меня родным. Не погрешу против истины, если скажу, что мне хочется идти на работу, встречаться со студентами, быть в курсе событий. И, по возможности, принимать участие в разных мероприятиях, проводимых в университете. Мне бы хотелось увидеть университет в ряду лучших вузов Европы. И я думаю, что так и будет. Поэтому призываю теперешних и будущих выпускников гордо отвечать: я выпускник Белорусско-Российского университета.