Теории и методы проектирования колесных тормозных механизмов и автоматических систем управления движением и виброзащитных систем колесных машин
д.т.н. проф. Сазонов И.С.
д.т.н. проф. Ким В.А,
к.т.н. доц. Коваленко Н.А.
к.т.н. доц. Билык О.В.,
к.т.н. доц. Рогожин В.Д.,
к.т.н. доц. Мельников А.С.,
к.т.н. доц. Трофименко И.Л.,
к.т.н. доц. Лобах В.П.,
к.т.н. доц. Геращенко В.В.,
к.т.н. доц. Вепринцев Н.В.
Научная школа начала зарождаться на кафедре «Техническая эксплуатация автомобилей» в 80-х годах прошлого века по инициативе кандидата технических наук Сазонова Игоря Сергеевича, который организовал группу преподавателей и сотрудников для экспериментального подтверждения новых научных идей по созданию автоматических систем управления движением колесных машин. В период с 1980 г. по 2000 г. были получены новые технические решения (25 патентов), новые алгоритмы управления, а их новизна была подтверждена патентами Республики Беларусь, Российской Федерации и международным патентным ведомством РСТ (Женева). Например, приоритет нового алгоритма управления торможением автомобиля на силовом анализе международное патентное ведомство РСТ (Женева, 1996г.) утвердила в 40 странах. Новизна алгоритма заключалась в том, что формирование сигналов управления торможением была основана на установленной закономерности изменения силовых факторов в контакте колес с опорной поверхностью. В 2001 году была впервые установлена закономерность возникновения циркуляции мощности в трансмиссии полноприводных колесных машинах. Суть закономерности возникновения циркуляции мощности была основана на закономерности изменения потенциальной энергии упруго-диссипативных элементов трансмиссии полноприводной колесной машины. Совокупность открытия закономерностей позволила силовых факторов и потенциальных энергии потребовала создания новых оригинальных электронных систем измерения сил в контакте колес с опорной поверхностью и в узлах связи между звеньями автопоездов для экспериментального подтверждения возможности практической реализации новых систем управления на автомобилях. Результаты первых стендовых и натурных испытаний новой системы торможения (АБС) автомобиля на анализе сил в контакте колес с опорной поверхностью при торможении подтвердили эффективность системы управления, низкую стоимость системы, а также возможность их практической реализации.
Открытие закономерностей изменения силовых факторов и потенциальных энергий в трансмиссии стали основой новых направлений исследований по созданию систем управления самым опасным режимом движения автопоездов – это их экстренное торможение, при котором автопоезд теряет устойчивость и управляемость за счет складывание его звеньев. В настоящее время успешно продолжаются данные исследования. Созданы макетные образцы компонент электронной системы управления на анализе сил.
Исследования показали, что созданные компоненты электронной системы управления на силовом анализе может быть с успехом использованы в бортовых системах диагностики состояния тормозной системы автомобилей и автопоездов, являющих гарантом безопасности колесных машин.
Открытие закономерности изменения силовых факторов нашло новое использование – это создание алгоритмов активных виброзащитных систем (АВС) колесных машин, представляющих собой новое направление исследований. Многие ведущие автомобильные и тракторные фирмы активно внедряют АВС для повышения плавности хода и улучшения условий труда водителя колесной машины.
Результаты исследований широко обсуждались на международных конференциях, заводах, методических семинарах в университетах Белоруссии, освящены в научных публикациях и получили признание специалистов Республики Беларусь и за рубежом.
По результатам исследований в период с 1999-2008гг. защищено 2 докторских и 5 кандидатских диссертаций. Выполняются научные исследования в рамках государственных программ НИР Республики Беларусь, руководит докторантами, аспирантами и магистрами.
Автор более 200 научных трудов, свыше 30 изобретений и патентов. В настоящее время более 20% новых технических решений внедряются в производство. С 1998 г. является ректором университета. Награжден медалью «За трудовые заслуги» (2006 г.).
Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей» ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Ким Валерий Андреевич Тел: +375 0222 26-33-71. Факс: +375 0222 25-10-91 E-mail: