разработка математических моделей автомобилей как сложных вероятностных систем с неголономными связями;
разработка математических моделей процессов функционирования механизмов и систем автомобилей
разработка алгоритмов адаптивных систем автоматического управления и диагностирования гидромеханических передач;
разработка методов синтеза мехатронных систем автоматического управления механизмами автомобиля;
разработка и исследование конструкций компонентов мехатронных систем автоматического управления механизмами автомобиля;
разработка методик поиска оптимальных характеристик и параметров механизмов и систем автомобиля.
ИСТОРИЯ НАПРАВЛЕНИЯ
Научная школа начала зарождаться на кафедре «Автомобили и тракторы» Могилёвского машиностроительного института в 70-х годах прошлого века по инициативе кандидата технических наук Тарасика Владимира Петровича, который организовал группу преподавателей
и сотрудников для осуществления научных исследований и разработок в области автомобилестроения.
В период с 1960 г. по 1971 г. он работал начальником КБ гидромеханических трансмиссий Белорусского автомобильного завода. Принимал непосредственное участие в создании карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности БелАЗ. Автор общей компоновки первой
машины БелАЗ–540 грузоподъемностью 27 т и соавтор разработанной для неё гидромеханической передачи. В дальнейшем под его руководством создано семейство унифицированных гидромеханических передач, производство которого организовано на БелАЗе с 1980
г. Эти передачи используются на машинах Белорусского и Могилевского автозаводов по настоящее время. На основе выполненных на предприятии исследований и разработок в 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию.
Во время работы на кафедре под его руководством развернулись работы по созданию методов математического моделирования и функционального проектирования механизмов и систем мобильных машин различного назначения с оптимизацией их параметров. В 1983 г. защитил
докторскую диссертацию. В 1984 г. открыл в ММИ отраслевую научно-исследовательскую лабораторию «Системы управления тягово-транспортными машинами» Минтракторосельхозмаша СССР, которая работала до 1992 г. В ней созданы системы автоматического управления
военными гусеничными машинами Волгоградского и Минского тракторных заводов.
В 90-х годах выполнялись исследования и разработки по заданиям ГНТП, направленные на создание новых модификаций гидромеханических передач для карьерных самосвалов БелАЗ и на разработку для них систем автоматического управления и диагностирования. Разработаны
алгоритмы автоматического управления и созданы программные обеспечения для микропроцессорных контроллеров управления. По программе ГНТП «Машиностроение» разработано техническое обоснование проекта и созданы компоненты мехатронной системы автоматического
управления и диагностирования гидромеханических передач карьерных самосвалов БелАЗ.
Руководитель научной школы подготовил 16 кандидатов и одного доктора технических наук. Опубликовал более 300 научных работ, в т.ч. 7 монографий, 6 учебников, соавтор энциклопедии «Машиностроение», том IV–15. Колесные и гусеничные машины (1997 г.). Автор
свыше 150 изобретений и патентов, более 40% которых внедрено в производство и использовано на автомобилях БелАЗ и военных гусеничных машинах. В 1984 г. возглавил кафедру «Автоматизированное проектирование машин», с 1991 г. – заведующий кафедрой «Автомобили».
Заслуженный изобретатель Республики Беларусь (1998 г.).
Выполненные разработки многократно экспонировались на международных и республиканских выставках и были отмечены дипломами.
На всероссийском конкурсе «Компьютерный инжиниринг» (XXIX Гагаринские чтения, г. Москва, 2003 год) за комплекс разработанных программных обеспечений для функционального проектирования технических систем было присуждено 3-е место.
На Петербургской технической ярмарке 15–17 марта 2011 г. представленная разработка «Мехатронная система автоматического управления энергетическими режимами гидромеханической передачи и двигателя карьерных самосвалов БелАЗ» награждена Золотой медалью и
дипломом 1-й степени за лучший инновационный проект и лучшую научно-техническую разработку года.
ЦЕНТРЫ И ЛАБОРАТОРИИ
На кафедре «Автомобили» созданы лабораторные стенды, позволяющие проводить испытания и исследования создаваемых механизмов мехатронных систем автоматического управления различными объектами.
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Тарасик В.П. Проектирование колесных тягово-транспортных машин / В.П. Тарасик. – Минск: Выш. шк., 1984. – 163 с.
Тарасик В.П. Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач / В.П. Тарасик. – Минск: Наука и техника, 1973. – 320 с.
Тарасик В.П. Интеллектуальные системы управления автотранспортными средствами / В.П. Тарасик, С.А. Рынкевич. – Минск: Технопринт, 2004. – 512 с.
Ксеневич И.П. Теория и проектирование автоматических систем: учебник для вузов / И.П. Ксеневич, В.П. Тарасик. – М.: Машиностроение, 1996. – 480 с.
Тарасик В.П. Математическое моделирование технических систем: учебник для вузов / В.П. Тарасик. – Минск: Дизайн ПРО, 2004. – 640 с.
Тарасик В.П. Интеллектуальные технологии в диагностировании автотранспортных средств / В.П. Тарасик, С.А. Рынкевич. – Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2007. – 400 с.
Тарасик В.П. Теория движения автомобиля: учебник для вузов / В.П. Тарасик. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 478 с.
Тарасик В.П. Теория автомобилей и двигателей: учеб. пособие для вузов / В.П. Тарасик, М.П. Бренч. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. – 448 с.
Тарасик В.П. Теория автомобилей и двигателей: учеб. пособие для вузов / В.П. Тарасик, М.П. Бренч. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. – 448 с.
Диагностирование гидромеханических передач мобильных машин / Н.Н. Горбатенко, А.Н. Егоров, В.В. Региня, С.А. Рынкевич, В.П. Тарасик, Г.Л. Антипенко; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. В.П. Тарасика. – Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2010. – 511 с.
Машиностроение. Энциклопедия. Т. IV–15: Колесные и гусеничные машины. – М.: Машиностроение, 1997. (В.П. Тарасик. Статьи в разделе 3: Тракторы. – С. 386–415).
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Основные научные результаты:
Новый универсальный высокоэффективный метод математического моделирования технических систем на макроуровне (структурно-матричный метод). Позволяет моделировать объекты различной физической природы: механические, гидравлические, тепловые, электрические.
Изложен в учебнике «Математическое моделирование технических систем» (первое издание в 1997 г., второе издание в 2004 г.).
Методология автоматизированного функционального проектирования технических систем. Назначение – для получения оптимальных проектно-конструкторских решений на начальной стадии проектирования. Изложена в учебнике «Математическое моделирование технических
систем»
Математические модели движения колесных и гусеничных машин как сложных многомерных вероятностных систем с неголономными связями. Опубликованы в монографии «Проектирование колесных тягово-транспортных машин» и в двух учебниках: «Тракторы. Проектирование,
конструирование и расчет» и «Теория движения автомобиля».
Корреляционно-спектральный метод моделирования и исследования нелинейных вероятностных систем. Опубликован в учебнике «Теория и проектирование автоматических систем» и в монографии «Проектирование колесных тягово-транспортных машин».
Теория и методы синтеза алгоритмов мехатронных адаптивных систем автоматического управления гидромеханическими передачами мобильных машин. Опубликовано в монографии «Интеллектуальные системы управления автотранспортными средствами».
Теория и методы интеллектуальных технологий в системах автоматического управления и диагностирования автотранспортных средств. Опубликованы в монографиях «Интеллектуальные системы управления автотранспортными средствами» и «Технологии искусственного
интеллекта в диагностировании автотранспортных средств».
Все научные разработки используется в учебном процессе по специальности 1–37 01 02 – «Автомобилестроение» и по многим другим специальностям.
Наиболее значимые внедрённые разработки
Семейство унифицированных гидромеханических передач для большегрузных автомобилей и тягачей с двигателями мощностью до 500 кВт. Внедрено в ОАО «БелАЗ». Используются с 1980 г. по настоящее время на машинах БелАЗ и МоАЗ.
Система автоматического управления процессом синхронизации блокируемых элементов зубчатых муфт коробок передач боевой машины десанта. Внедрена в 1992 году на Волгоградском тракторном заводе.
Участие в разработке планетарных гидромеханических коробок передач для карьерных самосвалов БелАЗ г/п 90 т, 130 т, 60 т. Обоснование и выбор кинематической схемы и основных параметров всех компонентов. Внедрена в 2007 г. на самосвалах г/п 90 т. Использована
при разработке нового самосвала г/п 60 т.
Алгоритмы адаптивных мехатронных систем автоматического управления гидромеханическими передачами карьерных самосвалов БелАЗ и программное обеспечение микропроцессорных контроллеров управления, реализующее эти алгоритмы. Внедрены на самосвалах г/п
90 т.
Мехатронная система автоматического управления и диагностирования гидромеханических передач карьерных самосвалов БелАЗ г/п 45–60 т. Используется с 2010 г.
Разработка полного комплекса мехатронных компонентов системы автоматического управления гидромеханической передачей и двигателем карьерных самосвалов БелАЗ. Ведется подготовка производства компонентов в ОАО «Измеритель». Начало производства запланировано
на 2014 г.