Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Физика» Александр Васильевич Шульга – один из ведущих научных сотрудников Белорусско-Российского университета, является автором более 30 публикаций и 3 патентов.
Мы задали Александру Васильевичу несколько вопросов о его профессиональной деятельности.
-Какими исследованиями и разработками Вы занимаетесь?
-Сфера нашей деятельности лежит в области фотоники и интегральной оптики. Моё направление – внутрирезонаторная волноводная спектроскопия. Фотоника идет на смену электронике, чей потенциал не то, чтобы исчерпан, но мы уже видим его границы. Фотоника направлена на создание приборов, аналогичных электронным, но в них электроны заменяются фотонами. Фотоны требуют меньше энергии, перемещаются намного быстрее, с ними можно обработать гораздо больше информации – у них много свойств, которые недоступны электронам и электронным приборам. Одним из самых ярких доказательств преимущества фотоники перед электроникой являются оптоволоконные линии связи. Благодаря им существует современный Интернет. Если бы использовались обычные провода, он был бы очень дорогой, очень медленный и, как результат, раздражающий. Мы же заняты созданием приборов, в основе которых лежат оптические тонкие пленки. Наша задача не только их произвести, но и проконтролировать оптические свойства. Оригинальность нашего подхода в том, что мы используем не то излучение, которое выходит из лазера, а излучение, которое еще не вышло из резонатора лазера. Оно очень чувствительно даже к самым слабым потерям.
-Ваши исследования были представлены на международном уровне?
-Результаты нашей работы мы представили на конференциях в Сиане (Китай) и Бирмингеме (Астонский университет, Великобритания). В Китае наш доклад попал в 5-ку лучших. Всего на конференции было представлено 300 докладов по нашему направлению. А с Астонским университетом мы заключили соглашение о сотрудничестве. Наука сама по себе интернациональна. Если ученый ограничивает себя какой-то страной, то это путь в никуда.
-С чего началась Ваша научная деятельность?
-Еще в детстве у меня был стойкий интерес к оптике и оптическим приборам. Поэтому я поступил на физический факультет Гомельского государственного университета. Моя специальность – Лазерная физика и спектроскопия. То есть то, чем я, в принципе, и занимаюсь. Дальше я был рекомендован в аспирантуру. На вопрос, где я могу продолжить обучение, мне ответили, что в Могилеве есть Институт прикладной оптики, чему я был очень рад. Но радость продолжалась не долго: где-то через 2 года институт закрыли. Конечно, этот опыт был очень мал, но бесценен. Руководителем нашего коллектива в институте был Александр Васильевич Хомченко. После его закрытия Александр Васильевич перешел в Белорусско-Российский университет, а затем пригласил и нас. И в 2006 году мы создали в университете лабораторию физики тонких пленок. Из-за этих событий моя защита кандидатской диссертации отложилась лет на 5. В итоге я защитился в 2014 году, уже работая в Белорусско-Российском университете. Изначально моим руководителем был член-корреспондент Академии наук Беларуси Всеволод Петрович Редько. Потом я перешел под руководство доктора физическо-математических наук Александра Васильевича Хомченко. И мы продолжаем сотрудничать по сей день. Темой моей кандидатской диссертации стала «Волноводная спектроскопия лазерных пучков». Работа была посвящена исследованиям пространственных, спектральных, частотно-угловых характеристик лазерных пучков. Для исследований мы использовали призменные устройства связи. Там есть очень интересный эффект – оптическое туннелированние, которое делает устройство чувствительным к распределению света. Применение данных устройств дает больше возможностей, когда речь идет об измерении профиля узкого пучка.
-Что для Вас преподавание?
-Это замечательный процесс. Во-первых, мы работаем с людьми, учим их и не жалеем на это своих сил. Такая работа дает понимание, насколько люди разные и непредсказуемые. Кроме того, преподавание – большая интеллектуальная работа, которая доставляет удовольствие. Ведь обучая, ты учишься сам. И это позволяет быть в тонусе. Известный физик Петр Леонидович Капица говорил, что университеты хороши тем, что учат не только студентов, но и самих профессоров и преподавателей. Для ученого преподавание хорошая подготовка: мы учимся излагать свои мысли, держать себя на публике (это полезно для выступлений на конференциях и при общении с коллегами). Но для меня первоочередная цель преподавания физики – сокращение аудитории канала ТВ3. Физика и научное мышление несовместимы с предрассудками. Ученый должен всегда опираться на факты и логику, ученому должна быть чужда любая инерционность мышления.
-А Вы работаете с начинающими учеными? Что необходимо студенту, чтобы начать развиваться в науке?
-Ни для кого не секрет, что мы испытываем дефицит кадров. Но все же стараемся заинтересовать ребят наукой. Когда я говорю с молодым человеком о его возможном развитии в науке, в первую очередь смотрю на знание английского языка. Ученый без языка обрекает себя на изоляцию, потому что примерно 97% информации можно почерпнуть с англоязычных источников. Без языка возникнут проблемы. Второй важный момент для начинающего ученого – отсутствие предрассудков. Осознание своей свободы от тех предрассудков и заблуждений, которыми обременены многие люди, даёт ощущение превосходства, граничащего даже со снобизмом. Многие физики считают, что существуют только две науки: физика и коллекционирование марок.
-А какими еще качествами должен обладать современный ученый?
-Ученый должен опираться на факты, логику и эксперименты, никогда ничего не принимать на веру. Я думаю, что ученому не стоит смотреть художественные фильмы: мозг человека не совершенен, телевизионная картинка может восприниматься как реальная. Возможно эта идея дикая, но, как мне кажется, после школы будущему ученому нужно отказываться от художественной литературы и руководствоваться тем стилем русского языка, который используют в научной литературе. В этом смысле примером для меня является стиль изложения Петра Леонидовича Капицы. Современный ученый должен владеть языками программирования, или быть на «ты» с каким-нибудь математическим пакетом. Это поможет развивать логический образ мыслей. Необходимо быть специалистом не только в своей области, но и в смежных. Экспериментатор должен уметь работать руками, что-то выточить, что-то собрать. Ну и, конечно, ученый должен не бояться задавать вопросы, даже глупые, общаться с коллегами и со старшим поколением ученых. Кроме того, ученый должен быть в какой-то мере занудным, въедливым и подозрительным, в меру ироничным и саркастичным. И должен понимать, что он не является носителем абсолютной истины. Любые знания дополняются и меняются. Сомнения всегда должны быть. Очень важно быть стрессоустойчивым. Самое главное – ученый должен быть благодарен тем людям, которые ему помогают. Без посторонней помощи ни один ученый никогда не состоится.
-Что для Вас самое интересное и приятное в профессии?
-Поиск нового, некоторое чувство превосходства, когда ты понимаешь то, что не понимают другие. Радуют взаимоотношения в коллективе. Я работал в разных коллективах, и в университете отношения с коллегами намного лучше, чем в других местах.
-Какие у Вас планы на будущее?
-Ситуация может измениться и завтра. Бывает, планируешь что-то, а через некоторое время понимаешь, что это не то направление. Я стараюсь быть готов к каким-то маневрам. Поэтому мой план – заниматься наукой и идти вперед: находить контакты, искать единомышленников и развивать новые направления. И, конечно, преподавать. У нас в планах есть создание новых курсов, я бы очень хотел создать новую специальность. Будущее профессии связано с оптоволоконными линиями связи и фотоникой. Это перспективное направление, в котором идет весь мир. Единственная проблема – это подбор кадров.