С 13 по 14 августа 2018 года на базе Белорусско-Российского университета прошел научно-практический семинар «Политики ЕС как фактор улучшения управления ландшафтами и биоразнообразием в Восточной Европе», организованный при поддержке ряда проектов ЕС (программы Эразмус+, Горизонт 2020) и Международного Вишеградского Фонда.
Цель семинара - обсудить состояние дел в области разработки политик ЕС по управлению биоразнообразием, а также по ландшафтному, городскому и территориальному планированию контексте стран Восточного Партнерства (в особенности, Беларуси и Украины), а также России, не входящей в данную инициативу.
Необходимость проведения подобного открытого обсуждения назрела достаточно давно. Значительный массив экологического законодательства стран Восточного партнерства и России, а также их политики и стратегии по охране биоразнообразия и по обеспечению прав граждан на безопасную окружающую среду, сформированы под влиянием нормативных документов ЕС и его стран-членов. Более того, национальное законодательство также приведено в соответствие с многосторонними международными соглашениями в области охраны окружающей среды, многие из которых разработаны в рамках инициатив ЕС. В частности, к таким соглашениям можно отнести конвенции Совета Европы, такие как Европейская конвенция о ландшафтах (Флоренция) (пока еще не ратифицированная Беларусью и Россией) и Бернская конвенция о сохранении дикой природы и природной среды обитания в Европе.
Другой важный международный документ, продвигаемый ЕС - Конвенция ЕЭК (Экономической комиссии для Европы) ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Существует еще целый ряд соглашений со сходным статусом и историей, но для обсуждения в рамках данного мероприятия были выбраны эти три, как наиболее соответствующие его тематике.
Актуальность подобного обсуждения вызвана тем, что подобные документы с «Европейской» историей, разрабатывались, в первую очередь с оглядкой на реалии ЕС и преимущественно его экспертами. Это не умаляет их значения и важности поставленных в них целей, но не все нормы, положения, методики и индикаторы, «пригодные» для ЕС, могут успешно применятся в странах с иным социально-политическим, экономическим и природным контекстом. На семинаре заслушаны мнения и рекомендации ученых, представителей общественных организаций и органов власти как Беларуси, Украины, России и стран ЕС по опыту реализации Конвенций и созданных на их основе национальных нормативных актов и политик. Это позволит сформировать аргументированную позицию по выработке более эффективных механизмов достижения целей и задач Конвенций и, в конечном итоге – улучшению качества управления в области охраны окружающей среды.
Обсуждению Европейских конвенций и опыту их реализации был посвящен первый день работы семинара. Во второй день внимание его участников было обращено в будущее – предметом обсуждения стала Стратегия исследований и инноваций ЕС в области природообоснованных решений, опубликованная Европейской комиссией в 2015 г. Данная Стратегия предполагает разработку и внедрение инновационных «зеленых» решений для повышения качества городской среды и загородных (в первую очередь - пригородных) территорий. Ею предусматриваются не только методы и цели для озеленения и повышения экологической функциональности существующих и создания новых зеленых пространств, но и механизмы вовлечение бизнеса и общественности в совместную работу над инновационными решениями. Участники семинара обсудили опыт реализации данной Стратегии в странах ЕС, а также ее актуальность и применимость в Восточно-Европейском контексте, в том числе в свете первых попыток реализации сходных идей и подходов.
В семинаре приняли участие более сорока ученых, представителей органов власти, бизнеса и общественных организаций из Беларуси, Италии, Венгрии, России, Эстонии, Украины, Польши, Словакии и Нидерландов. По итогам семинара будет подготовлена публикация, отражающая позицию его участников и предлагающая рекомендации органам власти ЕС, стран Восточного Партнерства и России, а также будет подготовлен ряд научных статей, с обсуждением затронутых экологических и социально-политических проблем.