Многие сотрудники Белорусско-Российского университета начинали свой путь в вузе со студенческой скамьи. Так и для доктора технических наук, заведующего кафедрой «Механика» Петра Николаевича Громыко университет не только место работы, но и альма-матер.
В этом году за вклад в развитие системы высшего профессионально-технического образования, плодотворную работу в обучении и воспитании высококвалифицированных специалистов машиностроительного профиля, эффективную организацию учебно-производственной, методической и научно-исследовательской деятельности Петр Николаевич был награжден медалью “За трудовые заслуги”.
-Как началась Ваша научная деятельность? С чего началась Ваша карьера в университете?
-Высшее образование я получил в Могилевском машиностроительном институте по специальности «Технология машиностроения». После окончания вуза около 3 лет я проработал на заводе «Электродвигатель» инженером, а потом пришел в аспирантуру по приглашению заведующего кафедрой «Теоретическая механика» Руслана Михайловича Игнатищева. В институте я неплохо учился, поэтому при отборе аспирантов он обратил внимание и на меня. Фактически с этого началась моя научная деятельность. Первые мои исследования были связаны с разработкой деталей для привода пассажирской двери лифта для лифтостроительного завода. Отчеты по этой теме вошли в мою кандидатскую диссертацию. В 1989 году я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Разработка торцовой эксцентриковой двухсинусоидной шариковой передачи применительно к приводу дверей лифта». В 1995 года я возглавил лабораторию по исследованию прецессионных передач. Группа специалистов, работающих в этой лаборатории, позже была оформлена в научную школу под названием «Научная школа по теории прецессионного зацепления и созданию научных основ расчета планетарных прецессионных передач». А в 2002 году я защитил докторскую диссертацию на тему «Научные основы создания планетарных прецессионных передач с коническо-цилиндрическим прецессионным зацеплением». В докторантуре я обучался в Белорусском национальном техническом университете. Одновременно продолжал работать здесь преподавателем на полставки.
-Расскажите подробнее о том, как появилась научная школа.
-После защиты кандидатской диссертации, я нашел массу недочетов в той передаче, которой занимался. Так работать дальше я не мог, поэтому решил, что необходимо модернизировать мою разработку. В итоге на основе этих исследований я получил около 10 патентов и написал докторскую диссертацию. А после из этой работы была сформирована научная школа. Но в науке не бывает такого, чтобы идея пришла кому-то одному. Подобные школы оказались еще в России и в Молдове. Конечно, были отличия, если идея твоя, то она не может полностью совпадать с идеей другого человека.
-Каким проектом Вы занимаетесь сейчас?
-По сути, все время я занимаюсь одним и тем же. Я исследую, разрабатываю, проектирую и внедряю новые виды механических передач для приводов различных типов. Эти разработки внедряются почти во всех отраслях машиностроения. Везде, где есть необходимость, чтобы что-то вращалось или передавало момент. Нам делают заказы на 10-20 редуцирующих механизмов для определенного предприятия, мы их изготавливаем, потом заключаем новый договор с новым предприятием и изготавливаем редукторы уже для других целей. Нет такого, чтобы заказ был сразу на 1000 штук, всегда выходит от 20 до 50 и все приостанавливается.
-Чтобы Вы могли сказать о молодом поколении ученых? Какими Вы их видите?
-Всё абсолютно индивидуально. Есть те, кто правда горит наукой, есть те, кто ищет какую-то выгоду. Я спрашивал у своих аспирантов, для чего им степень кандидата. Каких-то особых привилегий она не дает. В ответ они говорили, что уже сделали какие-то шаги и, если взялся за дело, необходимо довести до конца, добиться своей цели. На мой взгляд, это рассуждение настоящего ученого.
-Каким еще, по Вашему мнению, должен быть современный ученый?
-Для меня отличительное качество ученого – его отношение к делу. Любая идея требует, чтобы ее обдумали, требует уединения, погружения в свои мысли, только потом появляется чувство, что можно работать. Погружение в науку – сложный процесс, после которого тяжело возвращаться в реальность. Современный ученый должен уметь разделять науку и реальную, бурную жизнь. Ну и конечно, в наше время любой современный человек должен обладать компьютерными навыками. Бывает, что у меня возникают сложности в изучении новых программ, у аспирантов все это получается быстрее. Мне же хочется больше времени работать над налаживанием связей с предприятиями, разрабатывать новые идеи.
-Есть ли у Вас профессиональные мечты?
-Мне бы хотелось создать при университете компанию с небольшим коллективом, хотелось бы, наконец, реализовать тот потенциал, который накапливается со временем. Надеюсь, что в следующем году этот проект обязательно выстрелит.
-Чем в своей профессиональной деятельности Вы гордитесь больше всего?
-Горжусь тем, что под моим руководством 8 аспирантов получили степени кандидатов наук. Когда ты работаешь с аспирантами, ты берешь ответственность на себя за их дальнейшую судьбу. Если защита проходит успешно, ты понимаешь, что не подвел человека.
-Что самое приятное в Вашей работе?
-Очень приятно создавать что-то новое, чувствовать себя первым. Приятно, когда получается переубедить того, кто критикует твою работу. Например, мы часто спорим с моим докторантом, заведующим кафедрой «Металлорежущие станки и инструменты» Станиславом Николаевичем Хатетовским. Я человек эмоциональный, быстро загораюсь своими идеями. Он в свою очередь пытается меня отговаривать, но если у меня получается его переубедить, значит, я иду верной дорогой.
-Если бы у Вас была возможность поговорить с любым ученым любой эпохи, кто бы это был, и о чем шла бы речь?
-Я никогда не задумывался над этим. Но ради интереса, я бы побеседовал с Ньютоном. Вся теоретическая механика базируется на его исследованиях. Интересно было бы узнать, как на самом деле все начиналось, рассказать ему, каким мир стал.