Среди сотрудников и профессорско-преподавательского состава Белорусско-Российского университета много ученых, для которых вуз не только место работы, но и альма-матер.
Так кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технология машиностроения» Владимир Михайлович Шеменков тоже начинал свой путь в университете со студенческой скамьи. Теперь Владимир Михайлович является автором 1 монографии, более 20 научных статей и 10 патентов.
-Как начиналась Ваша научная деятельность?
-Моя первая специальность «Оператор станков ЧПУ, наладчик станков и манипуляторов ЧПУ», поэтому с 1 курса работал на станках на кафедре «Металлорежущие станки и инструменты». Высшее образование я получил по специальности «Инженер-механик, менеджер». О науке задумался только на последнем курсе, но распределился на ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель». Год проработал на заводе. Сюда меня пригласил доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Металлорежущие станки и инструменты» Виктор Иванович Ходырев. На кафедре я начал работать 1 апреля 2001 года. Сначала был ассистентом. 2 года я просился к нему в аспирантуру. В конечном итоге Виктор Иванович дал тему и сказал: «Занимайся». Тогда так было принято, в процессе работы нужно было максимально проявить себя. Вообще, в науке мне очень везет с людьми, которые меня окружают. К кому бы я ни подошел – все помогают, никто не отворачивается. Так и с кандидатской было. Моим руководителем был Виктор Иванович, параллельно я работал с доктором технических наук, профессором Григорием Федоровичем Ловшенко. Когда не стало Виктора Ивановича, моим руководителем стал Григорий Федорович. Кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-фазовое модифицирование однокарбидных твердых сплавов обработкой в тлеющем разряде» я защитил 2 марта 2010 года. Как раз за день до своего дня рождения, сделал себе подарок. Сейчас Григорий Федорович мой консультант по докторской диссертации.
-Какими исследованиями и разработками Вы занимаетесь?
-Мое направление – это структурно-фазовое модифицирование инструментальных материалов тлеющим разрядом. Проще говоря, мы повышаем износостойкость материала за счет структурного изменения его поверхности. Мы берем вакуумную камеру, зажигаем тлеющий разряд и упрочняем поверхностный слой. Но все это было понятно еще в 80-е, когда это направление выделили ученые нашего вуза кандидат технических наук, доцент Иван Иванович Силин и доктор технических наук, профессор Виктор Иванович Ходырев. Проблема в том, что никто не знал, что происходит внутри материала. Как раз мое направление связано с тем, чтобы выявить, что будет с материалом при определенных условиях, и связать это все в единую картину.
Наши исследования приводят к интересным результатам. Например, результаты работы моей аспирантки Марины Белой. Ее направление «Разработка технологии повышения износостойкости штамповой оснастки». По результатам исследований износостойкость материала повышается до 4 раз, а стоимость изделия – на 10-15 %. Проблема в том, что на некоторых предприятиях этот процесс пока плохо приживается. Где-то необходима жесткая культура производства, иногда сложность состоит в том, что вакуумная техника очень капризная. Поэтому получались другие интересные вещи, но не то, что нужно. Но мы продолжаем работать.
-Какие у Вас проекты и цели в перспективе?
-С появлением новой лабораторной техники, новых приборов, в моем направлении появляются новые задачи. Раньше картина была такова: шарик ударяется, ломает кристаллическую решетку, формируется новое равновесное состояние, за счет этого у нас повышается износостойкость. Когда начали исследования, оказалось, что происходят процессы, которые с точки зрения равновесной термодинамики и физики, в принципе, происходить не могут. Вопросов стало больше, хочется найти на них ответы. На данный момент у нас есть 8 гипотез, и все они могут дать результаты. Оставить из этих 8 гипотез, хотя бы 2 – это моя мечта. Кроме того, сейчас мы работаем с ОАО «Лифтмаш». У предприятия есть целая программа на этот год по совершенствованию и повышению износостойкости режущего инструмента.
-Что для Вас преподавательская деятельность? Как Вы относитесь к преподаванию?
-Это интересное дело. В любом случае работать с молодежью всегда интереснее, чем работать с такими «пожилыми» как я. Когда общаешься с молодыми людьми, ты психологически чувствуешь себя молодым. Смотришь, какие они энергичные, как быстро у них что-то получается, и перестаешь чувствовать свой возраст. Кроме того, у них «незамыленный» взгляд. Когда долгое время работаешь в одном направлении, ты начинаешь мыслить штампами, а у молодых ребят бывают хорошие идеи. Даешь магистрантам тему, маленькое исследование, а они что-то интересное сделали, провели какой-то эксперимент. Думаешь, здесь ошибка, а потом оказывается это новый, неожиданный результат. Так и с Мариной было. Ее направление появилось чисто случайно, а в результате - грант от Всемирной Федерации Ученых.
-Каким, по Вашему мнению, должен быть современным ученым?
-Ученый должен быть мобильным, чтобы мог в любой момент сорваться с места и решить поставленную производством задачу. Не будем скрывать, некоторые ученые занимаются наукой, не выходя из кабинета, а мне кажется, это не правильно. Кроме того, ученый не должен бояться самому взять инструменты и сделать то, что необходимо. Я думаю так.
-Если бы у Вас была возможность поговорить с ученым любой эпохи, кто бы это был, и о чем шла бы речь?
-Было бы интересно поговорить с теми, кто были родоначальниками направления, в котором я работаю. Есть легенда, что оно возникло чисто случайно. Интересно было бы узнать, с чего все началось. В науке всегда самое сложное – это что-то начать. Поэтому получается, что все твои исследования базируются на разработках твоих учителей.
-Что самое приятное в Вашей работе?
-Ты всегда в тонусе. Нет такого, чтобы время тянулась медленно. Не приходится скучать. Я постоянно чем-то занят, увлечен. Иногда даже хочется, чтобы в сутках было 42 часа. Это здорово.