Научно-исследовательская работа – важная часть деятельности любого высшего учебного заведения. На протяжении 22 лет научно-исследовательскую часть в Белорусско-Российском университете возглавлял кандидат технических наук, доцент кафедры «Оборудование и технология сварочного производства» Сергей Федорович Мельников.
Мы задали Сергею Федоровичу несколько вопросов о его научной и преподавательской деятельности.
-Какими исследованиями и разработками Вы занимаетесь на данный момент? Почему интересна именно эта тема?
-Мы занимаемся исследованиями, связанными с обеспечением безопасности объектов повышенной опасности на промышленных предприятиях. Речь идет о диагностике сосудов, работающих под давлением, котлов, трубопроводов, грузоподъемных машин (кранов, лифтов). Работаем мы с такими предприятиями, как ОАО «МогилевХимволокно», ОАО «Белшина» и т.д. Важность этой темы очевидна. Не хочется, чтобы в нашем городе случилась какая-нибудь техногенная авария.
-Что в перспективе? Какими проектами Вы планируете заняться?
-Основная область моей деятельности в образовательном и научном плане – автоматизация сварочного производства. Это направление очень актуально в настоящее время, и именно им определяются мои дальнейшей планы в области науки и образовательной деятельности.
-Как началась Ваша карьера в университете?
-Еще студентом я занимался научно-исследовательской работой на кафедре «Оборудование и технология сварочного производства» Могилевского Машиностроительного института. По окончании ММИ распределился в НИС института. Трудовую деятельность в нашем вузе начал в 1979 году. Работал инженером научно-исследовательского сектора, старшим преподавателем, доцентом кафедры «Оборудование и технология сварочного производства». В 1986 защитил диссертацию на тему «Повышение качества микросварных соединений из тугоплавких материалов, выполняемых на конденсаторных машинах» на соискание степени кандидата технических наук. В 1995 году был назначен начальником научно-исследовательского сектора Могилевского машиностроительного института.
-Как развивалась научная деятельность в вузе?
-Научно-исследовательская работа - неотъемлемая часть образовательного процесса. Поэтому она активно проводилась с момента создания Могилевского машиностроительного института. Планово научная работа начала выполняться после создания научно-исследовательского сектора (НИС). НИС был организован и начал работать в 1971 году. В 2011 году научная организация ГУВПО «Белорусско-Российский университет» прошла аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси. А в 2012 году научно-исследовательский сектор преобразован в научно-исследовательскую часть (НИЧ). В выполнении научно-исследовательских работ принимали участие штатные научные и инженерно-технические работники НИСа, профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный состав кафедр, студенты, магистранты, аспиранты и докторанты. В восьмидесятые – девяностые годы прошлого столетия исследования проводились по научным направлениям, связанным с профилем подготовки специалистов. В то время ученые Могилевского машиностроительного института участвовали в реализации четырех общесоюзных научно-технических программах и пяти республиканских программах. Кроме того, осуществлялась координация научных исследований с Академией наук Белорусской ССР. В разные годы в составе НИСа были организованы и работали отраслевые и проблемные научно-исследовательские лаборатории. В наше время научно-организационная деятельность в университете осуществляется через научно-исследовательскую часть (НИЧ), патентно-информационный отдел (ПИО) и отдел аспирантуры. Научно-исследовательская работа проводится по основным научным направлениям, утвержденным Советом университета Исследования выполняются в рамках государственных программ научных исследований: «Энергетические системы, процессы и технологии», «Фотоника, опто- и микроэлектроника», «Механика, металлургия, диагностика в машиностроении», «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии», «Конвергенция – 2020».
-Какие проекты за годы Вашей работы в качестве заместителя проректора по НИЧ были самыми успешными и запоминающимися?
-Наиболее значимые проекты, выполняемые в университете, у меня ассоциируются с научными направлениями и школами, созданными в вузе. На протяжении многих лет их руководители разрабатывают новые теории, материалы и устройства. В университете были созданы научные школы:
-За годы Вашей карьеры, какой период стал самым запоминающимся?
-Самое яркое время – это моя учеба в аспирантуре. Это где-то 80-е годы. Моя работа и кандидатская диссертация внедрялись в Ереване (Армения). Мне приходилось туда ездить практически каждый месяц. Это было самое интересное время. Я до сих пор помню, как первый раз туда полетели. Молодому аспиранту дали адрес и поручили вести переговоры и заключить договор. Задание было очень ответственное, но интересное.
-Что для Вас преподавание?
-Для меня преподавание - это передача накопленных знаний молодому поколению. Это воспитание желания совершенствоваться и развиться в выбранной специальности.
-Чтобы Вы могли бы посоветовать молодому поколению ученых?
-Самое главное, что хотелось бы пожелать молодому поколению – это больше знать. Просто для того, чтобы продвигать науку, прежде всего, нужно очень хорошо освоить свою специальность, разобраться во всех тонкостях направления, которым занимаешься, и посвящать этому все свое время. Здесь нет понятия «выходной», нет понятия «нормированный рабочий» день и т.д. В мои аспирантские времена мы с радостью шли с утра в институт и работали до позднего вечера. Научный результат сам по себе получиться не может, необходимы трудолюбие, упорство, знания. Этого и хочется пожелать молодым ученым. К сожалению, престиж ученого упал, заработная плата не очень высокая на первом этапе. Но настоящий специалист сможет добиться многого.
-Если бы представилась возможность встретиться с любым ученым любой эпохи, то кто бы это был и какие вопросы Вы бы задали?
-Я никогда не задумывался над этим. Наверное, со многими хотелось бы встретиться и поговорить, чтобы понять ни то, что они сделали, а то, как они это сделали. Хотелось бы пообщаться с каким-нибудь древним ученым, например, с Леонардо да Винчи. Интересно, как работала наука в то время.
-Каким качеством, по Вашему мнению, должен обладать современный ученый?
-Одно из главных качеств современного ученого - упорство в достижении поставленной цели.