Для многих ученых Белорусско-Российского университета вуз не просто место работы, но и альма-матер. Так и декан электротехнического факультета, кандидат технических наук Сергей Владимирович Болотов начал свой путь в университете со студенческой скамьи. В наши дни Сергей Владимирович успешный ученый, доказательством чему служат грамоты и дипломы, полученные за разработки и исследования. Недавно к их числу прибавилась почетная грамота Совета министров Республики Беларусь.
Мы задали Сергею Владимировичу несколько вопросов о его профессиональной деятельности.
-Какими исследованиями и разработками Вы сейчас занимаетесь?
-Область моих исследований довольно широкая. Мы занимаемся автоматизацией технологических процессов, возглавляю научно-исследовательскую лабораторию «Электроника». Здесь мы разрабатываем различные системы автоматизированного управления, в том числе на основе инновационной технологии виртуальных приборов американской компании «National instruments». Недавно я поступил в докторантуру, работаю над управлением процессами сварки и оборудованием на основе интеллектуальных систем. Совместно с Центром сертификации мы занимаемся исследованием электроустановок, испытанием сварочного оборудования.
-В чем польза от Ваших исследований для общества?
-Если говорить просто, все то, что мы делаем, облегчает жизнь человеку. Автоматизация любого процесса, прежде всего, - польза людям. Например, мы сделали систему управления освещением для Ледового дворца в Могилёве. До этого оператор работал в ручном режиме: нажимал десяток нужных кнопок в зависимости от режима освещения. Сейчас все работает в автоматическом режиме, то есть вводят расписание работы ледовой арены на неделю и остается только наблюдать.
-Чем Вы планируете заниматься в перспективе?
-Основной упор буду делать на диссертацию. Направление, над которым я работаю в докторской, сейчас очень бурно развивается, оно включено в перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности. В исследовании очень много интересных аспектов: нейронные сети, нечеткая логика, экспертные системы и мн.др. Я занимаюсь этой темой, потому что считаю необходимым повышение эффективности производства сварочного оборудования у нас в стране. На данный момент нам не хватает опыта и знаний для собственного производства. Поэтому в этом направлении надо серьезно поработать.
-Что для Вас приоритетнее педагогическая или научная деятельность?
-Наука не может существовать без педагогической деятельности. Все это идет параллельно. И где-то взаимосвязано. Потому что, общаясь со студентами, ты видишь наиболее талантливых, они втягиваются в работу и достигают результатов. В нашу научно-исследовательскую лабораторию «Электроника» открыты двери всем студентам. Когда созданы все условия для работы, есть современное оборудование, рождаются новые идеи, новые разработки. Тем более студенты помогают в работе. Ну и, когда занимаешься преподавательской деятельностью, ты постоянно развиваешься сам. Ведь чтобы заинтересовать студентов, нужно быть в курсе последних достижений в той области, к которой относится дисциплина, надо готовиться к каждой лекции.
-Какими Вы видите молодых ученых?
-Время меняет представление о том, какой должен быть ученый. Молодежь сейчас креативная, где-то со своими убеждениями, которые трудно изменить, у них совершенно другой подход к получению знаний и проведению исследований. Иногда это сложно понять, но самое главное, что цели они достигают, пусть и нетрадиционным путем.
-Как начинался Ваш путь в науке?
-Мой путь в науке начинался довольно сложно. Я закончил специальность «Автоматизированный электропривод» Могилевского машиностроительного института в 1999 году. На 4 курсе я стал работать у преподавателя Олега Николаевича Парфеновича: занимался исследованием энергетических, тепловых, вентиляционных характеристик асинхронного двухроторного двигателя, это был двигатель новой конструкции. Успешно защитил диплом. Но сложилась не совсем приятная ситуация: на госэкзамене по специальности я, будучи отличником, получил «удовлетворительно». Вот так бывает. Причины свои, конечно, есть, но это все уже история. Когда мне отказали в поступлении в аспирантуру на электротехническом факультете, я обратился к заведующему кафедрой сварки Валерию Петровичу Куликову. После беседы со мной Валерий Петрович сказал, что согласен руководить моей научной работой и предложил тему. Так вопрос решился. Конечно, это была работа не по специальности. Я стал заниматься контролем параметров проплавления при дуговой и контактной сварке по магнитным характеристикам металла в зоне соединения. С 2001 года работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре «Оборудование и технология сварочного производства», читал дисциплины связанные с автоматизацией, с методами контроля качества сварки. В 2004 году я защитил кандидатскую, а в 2006 году мне предложили возглавить кафедру «Электротехники и электроники». Таким образом, я вернулся на электротехнический факультет, где с 2013 года являюсь деканом.
-Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный ученый?
-Я думаю, прежде всего, настойчивость, целеустремленность и коммуникабельность. Ученый в одиночку работать продуктивно не может, от умения общаться с коллегами очень многое зависит. Если ты умеешь найти общий язык с человеком, то это здорово помогает.
-Чем в своей профессиональной деятельности Вы гордитесь больше всего?
-Каждая разработка по-своему дорога, в каждую вкладываешь душу. Конечно, когда получаешь результат, радуешься и гордишься этим. Например, одна из наших разработок – система контроля влажности пенополиуретановой изоляции труб тепловых сетей, - очень непростое исследование, это был долгий путь, тем не менее заинтересованность предприятий очень радует. Кроме того, я горжусь всеми моими учениками. Очень со многими у нас добрые и теплые отношения. Выделить кого-то я не могу.
-Что самое приятное в Вашей деятельности?
-Мне нравится помогать людям, в чем бы это не проявлялось: в науке, в общественной деятельности, в преподавании – для меня это приятно.
-Есть ли у Вас профессиональные цели и мечты?
-Самая главная цель – это расти дальше. Я максимально стараюсь себя реализовать как в научной, так и в общественной деятельности.
-Есть что-нибудь, чем Вы занимаетесь, чтобы расслабиться и отвлечься от работы?
-Проблема в том, что очень многим хотелось бы заняться, но не хватает на это времени. Единственное и самое важное, что позволяет отвлечься, - это моя семья. У меня 2 замечательных детей (дочке 9 лет и сыну 2 года). И, конечно, хочется самое лучшее передать детям.