Совсем недавно Белорусско-Российский университет отметил свое 55-летие. Этот юбилей – большой праздник для профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов университета. Однако особое значение он имеет для тех, кто стоял у истоков вуза. К ним относится и кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры «Технология машиностроения» Александр Алексеевич Жолобов, который посвятил университету более 50 лет.
За годы работы в вузе Александр Алексеевич написал более 350 научных работ, в том числе 42 книги: 18 учебников и учебных пособий, 7 научных монографий, а также 6 книг об истории становления Белорусско-Российского университета. Под его руководством защищено 8 кандидатских диссертаций, Александр Алексеевич имеет более 40 авторских свидетельств и патентов на изобретения и полезные модели, является автором ряда перспективных проектов в системе образования республики и города. За свои заслуги удостоен 26 поощрений и наград. Основными направлениями его научно-исследовательской деятельности являются прогнозирование и обеспечение качества технологических систем на этапах их проектирования и изготовления, а также инновационные технологии обучения в системе высшего, довузовского и послевузовского образования.
Мы задали Александру Алексеевичу несколько вопросов о его трудовой деятельности в университете.
-Как Вы попали на работу в Могилевский машиностроительный институт?
-Когда я работал на Могилевском горпромкомбинате, нас посетил заведующий кафедрой «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» Юрий Михайлович Иванов. Он увидел, как я работал на станке, как я точил достаточно сложные детали (на токарном станке я выполнял шлифовальные работы). Он предложил мне поступить в институт, но к тому моменту я уже был студентом 3 курса. Тогда он предложил мне работу. Вот так началась моя трудовая деятельность в институте. Здесь судьба свела меня с Павлом Сергеевичем Чистосердовым, профессором, впоследствии заведующий кафедрой «Металлорежущие станки и инструменты», а потом и кафедрой «Технология машиностроения». Я работал в лаборатории, где принимал участие в технической части его диссертации: готовил эксперименты и участвовал в них. Он оценил мою работу и предложил мне стать механиком на кафедре «Металлорежущие станки и инструменты». К тому времени, как я закончил вуз, Павел Сергеевич стал заведующим кафедрой «Технология машиностроения» и предложил мне заняться преподаванием. С тех пор я начал преподавать.
-Какими качествами должен обладать хороший преподаватель, по Вашему мнению? Что для Вас преподавательская деятельность?
-Преподавание – ответственная работа. Мой учитель Павел Сергеевич Чистосердов говорил: «Когда читаешь лекцию – рубашка должна быть мокрой». Преподаватель должен отдаваться своей работе. Поэтому очень важное качество – это добросовестность. Я преподаю с 1969 года, это уже 47 лет. И с тех пор я приучил себя к тому, что лекция должна быть подготовлена и выполнена качественно. Если речь идет о курсовом или дипломном проектирование то я, наверное, больше чем студенты ищу для них материалы, предлагаю им что-то новое, только тогда, когда предварительно осмыслил это дело сам.
-У Вас есть профессиональные мечты? Какие цели Вы перед собой ставите?
-Я занимаюсь подготовкой аспирантов и магистрантов. В этом году один мой ученик закончил аспирантуру. Мне бы хотелось, чтобы в течение 2 лет он стал кандидатом наук. Он станет 9 моим учеником, который защитил кандидатскую. Другой ученик, один из главных специалистов крупного могилевского машиностроительного предприятия, работает над диссертацией, поэтому я хотел бы, чтобы и он в ближайшее время защитил свою работу. С еще одним моим учеником Алексеем Федоренко у нас в планах в этом, от силы в следующем году выпустить книгу, в которой будут рассматриваться все новые современные технологические процессы, которые только внедряются в производство. В ближайшие 2-3 года хотелось бы выпустить и вторую книгу. Это мои планы и цели, если они осуществятся, то я могу считать, что выполнил приличную работу, за которую не стыдно.
-За годы работы в университете у Вас было много учеников, Вы можете гордиться ими?
-На сегодняшний день у меня нет ни одного ученика, за которого мне было бы стыдно или я мог бы краснеть. Мне повезло, все мои ученики нашли себя и достойно осуществляют свою деятельность. Мои ученики – это моя гордость. Они ценят мой труд и то, что в них было вложено с моей стороны. За это я благодарен им.
-Что для Вас приятнее всего вспоминать за годы работы в вузе?
-В моей трудовой деятельности было много приятных моментов: открытие новых специальностей, новых структур, в том числе и Института повышения квалификации и переподготовки кадров, предание Могилевскому строительному техникуму статуса колледжа. Я часто вспоминаю, как я принимал участие в работе, связанной с аттестацией и аккредитацией института на статус университет. Наш вуз первый в Могилеве прошел аттестацию. Над этим проектом работали 100 экспертов и весь коллектив университета более месяца, ректор университета Игорь Сергеевич Сазонов руководил этим процессом. Ну, а мы участвовали в организации повседневных мероприятий для всех кафедр, факультетов и служб. Результат работы нашего коллектива был на лицо – мы первые.
-Недавно университет отметил свой 55-летний юбилей. Что лично для Вас значит этот праздник?
-55-летие со дня основания университета - это большой праздник. Я отношу себя к ветеранам, поэтому юбилей вуза для меня особый праздник: в эти дни много думаю и воспоминанию тех, с кем начинал и работал, кого, к сожалению, уже нет с нами, с надеждой думаю о будущем вуза, хочу встретить и следующий юбилей.
-Что бы вы пожелали университету в юбилей?
-Я хотел бы пожелать университету развития и благосостояния. Хотелось бы, чтобы в университете оставались работать лучшие из лучших, чтобы преподавателями становились настоящие специалисты способные понять студентов, способные выполнить свою работу на высоком уровне. Конечно, хотелось бы, чтобы и уровень знаний абитуриентов был гораздо выше. Если посмотреть по баллам тестирования, то видно, что они, бесспорно, желают лучшего. Мне хочется верить, что со временем ценность высшего образования в обществе будет только расти. Ведь без сильного высшего образования развитие индустрии не возможно.